- КОРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
КОРЕ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература корейского народа. До конца XIX в. К. л. была двуязычной и создавалась как на официальном литературном языке ханмуне (кореизир. форма кит. письм. языка вэньяня), так и на корейском языке. Истоки К. л. восходят к древнекорейскому фольклору начала н. э. (мифы, предания, народные и шаманские песни), мотивы и сюжеты которого легли в основу ранних образцов художественной прозы. Древнейшими образцами литературы на корейском языке являются небольшие стихотворные хянга («песни родной стороны»), датируемые VIX вв. В IX в. была составлена антология «Самдэмок», вобравшая хянга поэтов государства Силла (не сохранилась). Традиции хянга были продолжены в Корё каё («песнях Корё», XIIXIV вв.), создававшихся придворными поэтами и комедиантами; это были сравнительно длинные стихи, в основном обрядового, дифирамбического и любовного содержания. Одновременно развивалась поэзия на ханмуне. В ее становлении значительную роль сыграла пейзажная и философская лирика Чхве Чхивона; его стихи также полны раздумий о судьбах народа и страны, раздираемой междоусобицами, о быстротечности жизни. Ранняя проза на ханмуне представлена в основном историческими сочинениями («Исторические записи трех государств» конфуцианского историографа Ким Бусика, XI в.), житиями буддийских подвижников.
В XIIXIII вв., в период ослабления централизованного государства, монгольского нашествия, экономического упадка и смут на первый план выступают даосские представления о мире и человеке как части великой природы. Достигает расцвета пейзажная лирика на ханмуне, особенно в произведениях поэтов-анахоретов, известных как «Семеро мудрых из Страны к востоку от моря». Среди них выделяется Ли Инно, произведения которого стали программными для литературы буддийско-даосского направления. Ли Инно оказал влияние на многих поэтов, в т. ч. Ли Гюбо, мастера пейзажной лирики, родоначальника жанра поэмы в К. л. Его стихи имеют обличительный характер, описывают бедственное положение земледельцев, направлены против иноземного нашествия. В XIIIXIV вв. художественная проза постепенно отделяется от исторической литературы. Появляются яса («неофициальные истории», напр. «Забытые деяния трех государств» буддийского монаха Ирёна) и сборники пхэсоль (Ли Джехён и др.) прозы малых форм, в которых отражены история, быт и нравы корейского народа; создаются «псевдобиографии» по типу исторических жизнеописаний, в которых героями выступают животные, растения и т. п. О средневековых жанрах К. л. также в ст. Поэтика.
В конце XIVXV вв. происходит укрепление централизованного государства; важнейшим культурным событием в жизни страны было создание в 1444 корейского буквенно-звукового письма, что ускорило развитие К. л. на родном языке. Первое произведение на корейском алфавите «Ода дракону, вознесшемуся в небеса» (1445). Вместе с тем засилье конфуцианских устоев в значительной мере препятствовало распространению литературы на корейском алфавите, поэтому продолжала господствовать литература на ханмуне, в которой по-прежнему сильны конфуцианские идеалы, но в изображаемое уже вносится эмоциональная окраска, большее внимание уделяется отдельной личности. В это время зарождаются поэтические жанры на корейском языке: сиджо (трехстишия) и каса (большие поэмы), выдающимися мастерами которых были Чон Чхоль и Юн Сондо. Как самостоятельный жанр развивается новелла, выделившаяся из пхэсоль, главным образом плутовской. В новеллах Ким Сисыпа наблюдается отход от традиционных сюжетов, даются образы простых людей, содержится острая сатира на феодальные порядки и конфуцианскую мораль. Большую роль в развитии корейской сюжетной прозы сыграли также аллегории Лим Дже. В 1478 Со Годжоном была составлена обширная антология «Тонмунсон» («Восточный изборник»), включившая лучшие образцы прозы и поэзии на ханмуне до начала XV в.
Заметное влияние на дальнейшее развитие К. л. оказали освободительные настроения, вызванные Имджинской отечественной войной с Японией (1592 1598) и сопротивлением маньчжурским завоевателям (1627, 1636). Непосредственным откликом на события войны явилась патриотическая лирика Пак Инно. В период ожесточенной борьбы придворных группировок в XVIXVII вв. многие литераторы вынуждены были искать пристанища вдали от столицы, на лоне природы. Отшельнические настроения породили в поэзии на корейском языке «литературу рек и озер». С социально-утопической «Повестью о Хон Гильдоне» Хо Гюна связано начало средневековой повести на корейском алфавите. С распространением идейного течения сирхакпха («школа практических наук», XVII начало XIX вв.), представители которого выступали с критикой традиционного общества и призывали к просвещению и реформам в области управления, в К. л. постепенно усиливаются демократические и реалистические тенденции. В XVII в. появляются первые в К. л. романы Ким Манджуна, в центре которых освобождение личности от пут конфуцианской морали, гневное обвинение сословного феодального общества, а также анонимные романы («Сон в Нефритовом павильоне» и др.). Идеи сирхакпха наиболее полно отразились в сатирических новеллах на ханмуне писателя-реалиста XVIII в. Пак Чивона.
В XVIIIXIX вв. особенно популярен был жанр повести на корейском языке сосоль, главным образом анонимной: героическая «Имджинская хроника» (XVII в.), лирические «Повесть о Чхунхян» (XVIII в.; см. «Чхунхян Джон»), «Повесть о Сим Чхон» (кон. XVIII в.) и др. В XVIII в. на корейском алфавите распространились также «дворцовые дневники», писавшиеся придворными дамами, анонимные многотомные романы («Удивительное соединение двух браслетов», «Им, Хва, Чон и Ён» и др.); поэзия на родном языке была собрана в антологии «Неувядаемые слова Страны зеленых гор» (ок. 1727) и «Песни Страны, лежащей к востоку от моря» (1763). Последними яркими представителями поэзии на ханмуне были идеолог сирхакпха Чон Ягён, поэт-скиталец Ким Саккат. Как литературный жанр оформляется лиро-эпический песенный сказ пхансори, реформатором которого выступил Син Джэхё. Ему принадлежит также большая заслуга в развитии музыкальной драмы чхангык.
С подъемом антифеодальной (крест. война 1893 1894) и антиимпериалистической борьбы в Корее в конце XIX начале XX вв. развертывается патриотическое культурно-просветительное движение, буржуазно-демократическое по характеру. Корейские писатели знакомятся с русской и западноевропейской литературой. Ханмун перестает быть господствующим языком художественной литературы; корейское письмо переживает пору возрождения. Романы Ли Инджика, Ли Хэджо, пронизанные культурно-просветительными идеями, знаменуют собой этап т.н. новой прозы син сосоль. Переходной формой от средневековой поэзии к современному свободному стиху были чханга, злободневные по содержанию.
Рождение новой К. л. происходило в тяжелых условиях колониального ига, установившегося после аннексии Кореи Японией (1910). Начало современной прозе положили ранние произведения (1917) идеолога буржуазного национализма Ли Гвансу. Движение за «новую поэзию» возглавили в 10‑х гг. Чхве Намсон и Ким Ок. После подавления народного восстания в марте 1919 среди писателей происходит размежевание: журнал «Чханджо» стал трибуной символистов, журнал «Пэкчо» объединил романтиков, журнал «Чосон мундан» натуралистов. Одновременно под влиянием марксизма формировалась пролетарская литература. Ее предшественницей явилась т.н. «школа нового направления» (синкёнхянпха). Среди видных ее представителей Чхве Сохэ, для новелл которого характерна ярко выраженная патриотическая и социальная направленность. Реалистические черты свойственны лирике Ким Соволя, воспевшего родную землю. В 1925 была создана Корейская федерация пролетарского искусства (распущена в 1935 япон. колон. властями), отстаивавшая принцип партийности и классовый характер искусства. В нее входили известные прозаики (в т. ч. Ли Гиен, Чо Мёнхи, Сон Ён), поэты, критики. Развитие получил реалистический роман о корейской деревне (Ли Гиен). С началом китайско-японской войны 1937 произошло усиление японской реакции, сопровождавшееся ужесточением цензуры, гонениями на прогрессивных деятелей культуры и литературы. Одни писатели обратились к жанру исторического романа с детальным описанием корейских обычаев и быта (Хон Мёнхи, Ли Гвансу), другие искали выход в утонченно-субъективистских настроениях, интеллектуализме (Ли Сан, произведения которого близки литературе «потока сознания»). В годы 2-й мировой войны 1939 1945 литературные публикации на корейском языке почти полностью были запрещены. В районах, охваченных в 30‑х гг. антияпонским партизанским движением, популярностью пользовались революционные стихи, песни, одноактные пьесы.
С 1945 в Северной Корее (с 948 КНДР) происходит становление социалистической литературы, продолжавшей традиции корейской прогрессивной литературы, особенно пролетарской. В 1946 была образована Ассоциация работников литературы и искусства Северной Кореи. Основные темы связаны с демократическими преобразованиями в стране. Среди поэтов популярностью пользовался Чо Гичхон, создавший эпическую поэму «Гора Пэктусан» об антияпонском партизанском движении 30‑х гг. Отечественная Освободительная война 1950 1953 обусловила появление героических и патриотических тем. Значительное место заняла военная публицистика, рассказы, фронтовые стихи. В 1953 был учрежден СП Кореи. В 60‑х гг. появились крупные исторические полотна Ли Гиёна, Чхон Себона, Чхве Мёнъика, распространилась мемуарная литература (главным образом о борьбе против японских колонизаторов); в 70‑х гг. произведения, созданные коллективами авторов по мотивам пьес периода антияпонской борьбы 30‑х гг.: «Море крови» (1973), «Судьба охранника» (1977). В современной литературе остаются ведущими темы мирного созидательного труда, борьбы за объединение родины, партизанского движения, антиимпериалистическая тема. Орган СП Кореи журнал «Чосон мунхак» (с 1953).
В Южной Корее в первые годы после изгнания японских колонизаторов (1945 1948) многие писатели выражали надежды на воссоединение родины. После войны 1950 1953 в южнокорейской литературе усилились антикоммунистические тенденции; на ее развитие сильное влияние оказали экзистенциализм, концепции «новой критики», теории антиромана (см. «Новый роман»). Преобладают темы войны, абсурда, одиночества, эротическая тема. После Апрельского восстания 1960 наметилось некоторое оживление прогрессивных гуманистических тенденций; получила развитие т.н. литература участия, содержащая критику южнокорейской действительности (проза Ким Сонхана, поэзия Ким Джиха). В поэзии 6070‑х гг. господствуют эксперименталистские направления как модернистского толка, так и тяготеющие к возрождению традиционных стихотворных приемов. Издается несколько литературно-художественных журналов.
Издания:
Современная кор. поэзия, М., 1950;
Современные кор. пьесы, М., 1957;
Кор. классическая поэзия, пер. А. Ахматовой, 2 изд., М., 1958;
История о верности Чхун Хян. Средневек. кор. повести, М., 1960;
Черепаховый суп. Кор. рассказы XVXVII вв., Л., 1970;
Бамбук в снегу Кор. лирика VIII-XIX вв., М., 1978;
Классическая проза Д. Востока, М., 1975, с. 229368;
Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии, М., 1977;
Кор. предания и легенды из средневек. книг М., 1980;
Сон в Нефритовом павильоне Роман, М., 1982.Литература:
Еременко Л., Иванова В., Кор. литература. Краткий очерк, М., 1964;
Никитина М. И., Троцевич А. Ф., Очерки истории кор. литературы до XIV в., М., 1969;
Троцевич А. Ф., Кор. средневек. повесть, М., 1975;
Елисеев Д. Д., Новелла кор. средневековья, М., 1977;
Тэн А. Н., Традиции реализма в кор. классической литературе, А.-А., 1980;
Никитина М. И., Древняя кор. поэзия в связи с ритуалом и мифом, М., 1982;
Агеева Г. М., Кор. художественная литература. Указатель переводов и критич. литературы , 1945 1978, в. 1, М., 1980;
Чосон мунхак тхонса, т. 12, Пхеньян, 1959;
Пэк Чхоль, Ли Бён Ги, Кунмунхак чонса Сеул, 1975.Л. Р. Концевич.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.